Раздел 5. ECTS и обучение в течение всей жизни
 
Этот раздел посвящен роли ECTS в содействии обучению в течение всей жизни, развитию открытого обучения и признанию предшествующего обучения и опыта.
 
5.1 Обучение — возможности открытого обучения
 
Сфера высшего образования меняется довольно быстро, обучение становится более диверсифицированным, появляется больше возможностей гибкого обучения – включая смешанное обучение, новые форматы обучения, такие как открытое онлайн-обучение, охватывающие несколько направлений, открытые онлайн курсы (MOOCs), открытые образовательные ресурсы (ООР), обучение на рабочем месте, самостоятельное обучение, индивидуальные траектории обучения, непрерывное профессиональное развитие (см раздел 3). Увеличивается число учащихся, которые осваивают «отдельные» образовательные элементы или курсы, но не преследуют цели получить конкретную квалификацию. Высшие учебные заведения сталкиваются с необходимостью удовлетворять запросы диверсифицированных групп студентов и предоставлять им возможности реализации индивидуальных траекторий и выбора форм обучения. Следовательно, многие вузы диверсифицируются и предлагают всем студентам образовательные элементы с инновационными формами обучения и преподавания, основанные на новых технологиях и открытых образовательных ресурсах.
 
Ещё одной положительной стороной ECTS является то, что его принципы могут быть использованы в разных контекстах на всём протяжении обучения. В течение всего процесса можно применять единые принципы распределения зачётных единиц, их накопления и переноса. Зачётные единицы в рамках открытого обучения и других видов обучения в течение всей жизни присваиваются так же, как они распределяются по различным частям образовательных программ. Данное распределение основывается на объёме трудозатрат, необходимом для достижения установленных результатов обучения.
 
Организации, предоставляющие высшее образование в формате открытого образования, соответствующего требованиям официальной системы обеспечения качества (т.е. тем же образом и в том же формате, что и традиционные вузы), должны использовать ECTS с теми же прозрачными механизмами, которые описаны в данном Руководстве. Это значительно облегчит переход от одной формы обучения к другой, признание и перенос, а также будет способствовать росту доверия к результатам открытого образования со стороны учащихся и заинтересованных сторон.
 
Nota BeneВажность непрерывного профессионального развития (CPD) для представителей регулируемых профессий значительно повысилась. В частности, это применимо к профессиям, связанным с медициной. CPD носит международный характер, и его роль постоянно возрастает.   CPD в одинаковой мере рассматривается профессионалами и провайдерами в качестве одного из видов обучения в течение всей жизни. CPD охватывает формальное, неформальное и информальное обучение. В то время как элементы CPD могут быть конвертированы в квалификации второго цикла высшего образования (магистратура) или квалификации профессиональной докторской степени (в зависимости от национального нормативно-правового регулирования), непрерывное профессиональное развитие является исключительно профессиональной практикой и имеет конкретный характер: оно может быть самоуправляемым и оцениваться посредством самооценки, подтвержденной оценкой равными по статусу. Тем не менее, соображения, связанные с трудоустройством, правом на профессиональную практику, соблюдением стандартов профессиональной практики, защитой прав потребителей/общества и – в здравоохранении — с безопасностью граждан, означают, что реализация CPD должна быть измеримой, верифицируемой и сертифицированной уполномоченными органами.Достижение вышеозначенных целей продолжает оставаться вопросом, требующим обсуждения в профессиональном сообществе. Для непрерывного профессионального развития признается важность как Системы накопления зачётных единиц для профессионального образования и обучения (ECVET), так и ECTS, поскольку непрерывное образование может относиться к любому из 8 уровней Европейской рамки квалификаций (EQF-ЕРК). Тем не менее, взаимодействие между двумя системами еще не носит взаимно проникающего характера, а различные профессии имеют собственную культуру и национальную субкультуру. Продолжается обсуждение взаимодействия Европейских систем зачётных единиц, и можно надеяться, что оно приведет к большей ясности в использовании зачётных единиц в системе непрерывного профессионального развития. Организациям, предоставляющим образовательные услуги на уровнях 5-8 ЕРК (EQF), рекомендуется рассмотреть целесообразность использования зачетных единиц ECTS в целях повышения прозрачности, признания, накопления и переноса на основе методологии, изложенной в данном Руководстве.
 
Зачетные единицы, присужденные за все формы высшего образования, включая непрерывное и профессиональное образование, могут признаваться, накапливаться и приводить к присвоению квалификации (или нет), в зависимости от потребностей студентов и требований, регулирующих присуждение квалификации. Отдельные учащиеся могут быть заинтересованы исключительно в освоении какого-то элемента программы и не планируют в последствие получать квалификацию. Однако присвоение и документирование зачётных единиц может позволить им при желании использовать зачётные единицы в будущем.
 
Документирование всех достижений по обучению и присуждение соответствующего количества зачётных единиц ECTS на конкретном уровне обучения обеспечивает прозрачность и объективность признания этого обучения, благодаря чему зачетные единицы будут способствовать получению квалификации в будущем. Инструменты валидации и признания, используемые в формальном образовании, должны быть адаптированы к более диверсифицированной и гибкой образовательной среде, тем самым будет признана важность новых форм открытого обучения, порожденного новыми технологиями. Правильное использование ECTS значительно улучшит и облегчит этот процесс.
 
5.2 Признание предшествующего обучения и опыта
 
Высшие учебные заведения должны быть компетентны в части признания зачетных единиц, приобретённых в результате обучения за пределами формального контекста обучения: в ходе трудовой деятельности, самостоятельного изучения предмета при условии, что эти результаты обучения удовлетворяют требованиям квалификации или её компонентов. Признание результатов обучения, освоенных в рамках неформального и информального обучения, должно автоматически приводить к присуждению того же количества зачётных единиц ECTS, что и за соответствующую часть программы формального образования.
 
Если рассматривать ECTS в контексте формального образования, присуждению зачетных единиц должна предшествовать оценка достижений и результатов предшествующего обучения. Методы и критерии оценки должны быть построены так, чтобы измерить достижение студентом требуемых результатов обучения на соответствующем уровне, при этом они не предполагают указания на конкретные виды учебной работы и трудозатраты. Например, при оценке не будет приниматься во внимание, например, «участие в аудиторном обсуждении по тематике предметной области», в то время, как актуальным становится такой результат обучения, как «формулировка аргументов в рамках взаимодействия в группе». В каждом подразделении или для каждой предметной области должен быть назначен соответствующий персонал, который должен иметь официальные полномочия и подготовку в области присуждения зачётных единиц за результаты обучения, освоенные за рамками контекста формального обучения и основанные на прозрачных критериях, установленных и опубликованных в вузе. Следует понимать, что квалифицированный персонал должен будет сообщать о принятых решениях по присуждению зачетных единиц и обосновывать их в регулярных отчетах, предоставляемых соответствующим департаментам/факультетам/комитетам вуза.
 
Nota BeneСуществует широкий спектр методов оценки для признания предшествующего обучения и опыта. Одним из инструментов оценки является метод портфолио. Портфолио, как правило, включает в себя документы, которые студент собрал для того, чтобы продемонстрировать индивидуальные умения, приобретенные различными способами.Портфолио – это набор материалов, подтверждающих умения и знания, приобретенные в рамках предыдущего опыта неформального или спонтанного обучения. Портфолио может также содержать отзывы работодателей или руководства; в него могут входить результаты оценки, резюме и другие документы. При использовании метода портфолио оценщик анализирует весь спектр информации, предоставленный учащимся. В процессе подготовки и сбора материалов для портфолио обучающиеся могут нуждаться в помощи и консультации.
 
Образовательные организации высшего образования должны разработать политики в сфере признания неформального или информального обучения. Эти политики должны включать в себя такие элементы, как консультирование, обратную связь с учащимися по результатам оценки и возможность апелляции для обучающихся учащихся. Также образовательные организациидолжны создать условия для предоставления поддержки, консультирования и признания неформального и информального обучения, которые могут реализовываться по-разному в зависимости от национальных и институциональных практик, используемых в разных странах и образрвательных организаций (например, они могут формироваться на базе одной организации или нескольких организаций). Политики и практическая деятельность образовательных организаций должны получать полное отражение на их веб-сайтах.
 
Признание неформального и информального обучения повышает социальную ориентацию вузов. Расширение учащимся возможностей доступа к профессиональной жизни, а также ряд нетрадиционных методов обучения способствуют существенному расширению возможностей непрерывного обучения и претворения в жизнь принципов ECTS. Вузы должны быть открыты для признания профессионального образования и обучения, полученного в процессе профессиональной деятельности.
 
Nota BeneПроцесс присвоения зачетных единиц для неформального или информального обучения, состоит из четырех основных этапов:1.         Предварительное консультирование и ориентация (что означает этот процесс для обучающегося, максимальное количество зачетных единиц за неформальное/информальное обучение, стоимость, роли и ответственность обучающегося и тьютора/консультанта; возможные траектории обучения, приводящие к получению квалификации).2.         Поддержка (рефлексия; понимание результатов обучения, выявление собственных результатов обучения; сбор и отбор свидетельств).
3.         Признание/оценка (оценка свидетельств достижения результатов обучения, и критерии оценки).
 
4.         Присуждение зачетных единиц (зачетные единицы, присуждаемые в ходе этого процесса, имеют ту же «стоимость», что и зачетные единицы, присуждаемые в рамках программ формального образования).
 
Nota BeneECVETПо рекомендации Европейского Парламента и Совета в 2009 году (2009 / C 155/02) была разработана Европейская система зачётных единиц для профессионального образования и обучения (ECVET).ECVET предназначена для содействия переносу, накоплению и признанию прошедших оценку результатов обучения лиц, которые стремятся получить квалификацию в сфере профессионального образования и обучения.
Как и ECTS, ECVET облегчает процесс присуждения зачетных единиц и помогает студентам в формировании их индивидуальной траектории обучения посредством накопления зачетных единиц, как в рамках определенного учебного заведения, так и в рамках разных учреждений, разных стран, различных подсистем и контекстов обучения (например, таких как формальное, неформальное и спонтанное обучение), с опорой на индивидуальные стили обучения и опыт.
 
Как и ECTS, ECVET основан на понятии 60 зачётных единиц, однако распределение зачётных единиц здесь может быть иным. Часто ECVET используется для фиксирования и накопления прошедших оценку результатов обучения, но без их конвертации в зачетные единицы. Таким образом, вместо конвертации зачетных единиц рекомендуется основывать признание обучения в рамках ПОО на достигнутых результатах обучения.
 
Раздел 6. ECTS и обеспечение качества
 
В этом разделе содержится информация о том, как ECTS способствует повышению качества обучения в вузах и приводятся примеры оценки использования ECTS.
 
Основная ответственность за обеспечение качества лежит непосредственно на каждом учебном заведении, как это заявлено Министрами образования стран, участвующих в реализации Болонского процесса[8]. Внутреннее обеспечение качества включает в себя процедуры, реализуемые образовательными организациями высшего образования для обеспечения соответствия качества их программ и специальностей установленным характеристикам и требованиям соответствующих органов, таких как агентства по обеспечению качества. Внешнее обеспечение качества, осуществляемое агентствами по обеспечению качества, предоставляет обратную связь образовательным организациям и информацию заинтересованным сторонам. Принципы и процессы обеспечения качества применимы ко всем формам обучения и преподавания (формальное, неформальное, информальное, новые формы обучения, преподавания и оценки). Стандарты и рекомендации по обеспечению качества   для Европейского пространства высшего образования[9] (ESG) поддерживают внутреннее и внешнее обеспечение качества.
 
Nota Bene«ESG представляет собой набор стандартов и руководящих принципов для внутреннего и внешнего обеспечения качества высшего образования. ESG не являются стандартами качества, они не описывают, как должны осуществляться процессы обеспечения качества. Они содержат рекомендации по вопросам, имеющим жизненно важное значение для обеспечения качества и для образовательной среды образовательной организации. ESG должен рассматриваться в более широком контексте, который также охватывает рамки квалификаций, ECTS и приложение к диплому, которые также способствует повышению прозрачности и укреплению доверия в сфере высшего образования в ЕПВО».Стандарты 1.2, 1.3, 1.4 и связанные с ними принципы относятся к тематике ECTS (в частности, разработка образовательной программы, студенто-ориентированное обучение, преподавание и оценка, прием на обучение, продвижение, признание и сертификация).
 
Успешная практика использования ECTS поможет вузам повысить качество программ и академической мобильности. Таким образом, использование ECTS должно сопровождаться соответствующими процедурами обеспечения качества, которые включают в себя соответствующие процессы оценки (например, мониторинг, внешнюю и внутреннюю экспертизу и обратную связь от студентов) и постоянное совершенствование качества. При оценке эффективности программы (в том числе результатов обучения, трудозатрат и методов оценки) будет использован ряд критериев, которые могут включать в себя уровень отсева, долю неуспешных студентов или превышение стандартной продолжительности обучения. Программа может считаться эффективной, если её цели достигаются в условленное время, то есть, когда студенты достигают установленных результатов обучения, накапливают требуемые зачетные единицы и получают соответствующую квалификацию. При этом следует уделять особое внимание критическому анализу отдельных элементов программы, так как они могут также указывать на неэффективное планирование или реализацию программы или на то, что не были осуществлены адекватные меры по поддержке студентов.
 
Для оценки качества реализации ECTS могут быть использованы следующие показатели:
 
Образовательные элементы программы выражаются в соответствующих результатах обучения, и доступна четкая информация относительно уровней этих элементов, зачётных единиц, реализации и оценки;
Обучение может быть завершено в официально установленные сроки (т.е. трудозатраты должны быть разумно распределены на уровне учебного года, семестров, триместров; и каждый элемент курса должен быть выполнимым);
Ежегодный мониторинг должен выявлять изменения в способах достижения и достигнутых результатах, что должно приводить к соответствующему их пересмотру;
Студентам должна предоставляться подробная информация и консультации, чтобы они могли эффективно продвигаться по траектории обучения, использовать различные варианты гибких траекторий обучения и выбирать учебные элементы на каждом уровне, соответствующем искомой квалификации;
Студенты должны быть оперативно проинформированы о результатах мониторинга.
Для мобильных студентов это означает, что:
 
Процессы переноса зачетных единиц включаются в процедуры мониторинга, пересмотра и валидации;
Назначается персонал, ответственный за признание и перенос зачётных единиц;
Соглашения об обучении заключаются во всех случаях; любое последующее их изменение или дополнения к ним подлежат тщательному рассмотрению и обоснованному утверждению;
Студенты, прибывшие в другой вуз в рамках входящей академической мобильности, выбирают образовательные элементы из существующего Каталога Курсов, оценка достижений этих студентов осуществляется так же, как и для студентов принимающей образовательной организации;
Выдаются справки об обучении, содержащие подробную информацию о присуждённых зачётных единицах и оценках;
Признаются все зачётные единицы, присужденные за успешно освоенные элементы программы, как это указано в итоговом варианте подписанного Соглашения об обучении; результаты оперативно публикуются.
Существуют специальные таблицы для интерпретации выставленных оценок; таким образом, получаемые оценки (а не только зачётные единицы) адекватно отражаются в присуждаемых квалификациях.
Представители студентов должны принимать активное участие в процессах обеспечения качества ECTS:
 
В рамках внутреннего обеспечения качества студенты предоставляют информацию (участвуя в регулярных опросах, фокус-группах); участвуют в подготовке отчетов по самооценке образовательной организации; активно участвуют в деятельности органов, отвечающих за внутреннее обеспечение качества и за мониторинг распределения зачетных единиц ECTS.
В рамках внешнего обеспечения качества студенты принимают участие в соответствующих экспертных комиссиях по оценке образовательных организаций и реализуемых программ высшего образования.
 
Раздел 7. Ключевые документы ECTS
 
Использование ECTS поддерживается документами, основанными на принципах, изложенных в данном Руководстве. Данный раздел представляет основные элементы, которые должны быть включены в документы, так как они представляют собой распространенный и широко используемый способ передачи информации, которая полезна для всех студентов (в том числе мобильных студентов и студентов, не участвующих в программах академической мобильности), преподавательского и административного персонала, работодателей, и других заинтересованных сторон.
 
Для удовлетворения потребностей студентов вузы должны предоставлять прозрачные отчеты о своих достижениях, которые сможет легко понять любой студент. Таким образом, данное Руководство содержит информацию, которая должна быть включена в основные документы по мобильности, в целях развития взаимопонимания между различными вузами и странами, внутренними и внешними заинтересованными сторонами.
 
7.1 Каталог курсов
 
Каталог курсов содержит подробную, легкую для восприятия и актуальную информацию о среде обучения в учебном заведении, которая должна быть доступна для студентов перед началом и на протяжении всего периода обучения, чтобы студенты могли сделать правильный выбор и наиболее эффективно использовать свое время. Эта информация может включать сведения о квалификации, присваиваемой по окончанию программы, процессе обучения, методах преподавания, процедуре оценки, уровне образовательных программ, отдельных образовательных элементах и учебных ресурсах. Каталог курсов должен содержать имена контактных лиц с указанием контактных данных, времени и месте работы.
 
Каталог курсов должен быть представлен на веб-сайте учреждения, с указанием названия курса или предмета на языке оригинала (или на языке региона, в случае необходимости) и на английском языке, чтобы все заинтересованные стороны могли легко получить доступ к информации о курсе. Каталог курсов должен быть опубликован достаточно заблаговременно, чтобы будущие студенты успели сделать свой выбор.
 
Организация вправе самостоятельно принимать решение о формате Каталога, а также о последовательности представления информации. Предложенная ниже общая структура будет способствовать повышению сравнимости и прозрачности каталогов курсов разных университетов. В любом случае, каталог курса должен включать общую информацию об образовательной организации, ее ресурсах и услугах, а также информацию об образовательных программах и индивидуальных образовательных элементах.
 
Рекомендуемые элементы для каталога курсаОбщая информация:
наименование и адрес образовательной организации
описание университета (включая тип организации и статус)
руководство университета
академический календарь
перечень программ, реализуемых в университете
требования к поступлению, в том числе языковая политика, и процедуры регистрации
процедуры признания периодов мобильности и предыдущего обучения (формального, неформального и информального)
принципы распределения зачетных единиц ECTS
процедуры сопровождения обучения

Ресурсы и услуги:

 
службы по работе со студентами
условия проживания/размещения
питание
стоимость проживания
финансовая поддержка студентов
медицинское обслуживание
страхование
условия для студентов с ограниченными возможностями и особыми потребностями
среда обучения
возможности участия в международных программах академической мобильности
практическая информация для участников входящей мобильности
языковые курсы
возможности стажировки на рабочем месте
условия для спорта и отдыха
студенческие ассоциации
 

Информация об образовательных программах

 
присваиваемые квалификации
продолжительность программ
количество зачетных единиц
уровень квалификации в соответствии с Национальной рамкой квалификаций и Европейской рамкой квалификаций.
направление (я) подготовки (например, МСКО-О)
особые требования к поступающим (если есть)
процедуры признания предыдущего обучения (формального, неформального и информального) (если такая возможность существует)
квалификационные и нормативные требования включая требования к окончанию школы (при необходимости)
профиль программы[10]
результаты обучения
структурная схема программы с зачётными единицами (обычно 60 ECTS за год обучения по очной форме)
формы обучения (о полной или неполной форме, электронное обучение…)
порядок проведения экзаменов и шкала оценок
обязательные или необязательные периоды мобильности (если применимо)
стажировки (если применимо)
обучение на предприятии
директор программы (или эквивалент)
профессиональные профили выпускников.
доступ к продолжению обучения
 
 
Для совместных программ рекомендуются следующие дополнительные элементы:
 
информация о документе об образовании и квалификации и приложение к диплому (совместный, двойной или многосторонний).
члены консорциума и их роль.
структура мобильности программы.

Информация о характеристиках конкретных образовательных элементов:

 
код
название
тип (обязательный/факультативный).
цикл (короткий, первый, второй/третий)
год реализации элемента в рамках программы (если применимо)
семестр или триместр реализации элемента
количество зачетных единиц
имя лектора (лекторов).
результаты обучения.
вид обучения (очное, дистанционное обучение и др.)
предварительные и дополнительные условия (если применимо).
содержание курса.
рекомендуемая или обязательная литература и другие ресурсы/инструменты обучения.
запланированные виды учебной деятельности и методы обучения.
методы и критерии оценки.
язык обучения.
 
7.2 ECTS и поддерживающие документы академической мобильности
 
Соглашение об обучении официально закрепляет обязательства студента, образовательной организации, направляющей студентов, и организации, принимающей студентов на обучение.
 
Заключение соглашения об обучении по определенной программе и изменения к соглашению могут осуществляться с помощью цифровых подписей или отсканированных копий подписей, отправленных в электронном виде, в соответствии с правилами или практиками университетов.
 
7.2.1 Соглашение об обучении для академической мобильности
 
Рекомендуемые элементы Соглашения об обучении по программе академической мобильности:
имя и контактные данные студента
имена, адреса и должности контактных лиц из числа административного персонала направляющего и принимающего вуза
специальность студента в направляющем вузе (МСКО-О коды)
цикл обучения (короткий, первый, второй или третий)
период обучения (с / по) в принимающем вузе
программа обучения за рубежом: ссылка на каталог курсов принимающего университета и указание образовательных элементов, планируемых к изучению (с указанием кодов и зачетных единиц)
образовательные элементы, которые будут перезачтены в направляющем вузе при условии успешного прохождения соответствующих дисциплин в принимающем вузе или полного признания периода мобильности (например, в случае «окон мобильности» или обучения по программе, предусматривающей обязательный период обучения за рубежом)
подписи трех сторон (студента, представителей направляющего и принимающего вузов)
 
7.2.2 Соглашение об обучении для прохождения стажировки
 
Соглашение об обучении является также важно и в отношении стажировки, так как оно является обязательным документом, регулирующим образовательную деятельность, которая будет осуществляться студентом в рамках данного элемента образовательной программы.
 
В обязанности принимающей организации входит обеспечение качественных условий стажировки, которая должна соответствовать индивидуальной траектории обучения студента и иметь четко определенные результаты обучения, и выдача Сертификата о прохождении стажировки по ее окончании. В обязанности направляющей стороны входит оценка качества и релевантности стажировки, мониторинг достижений студента и признание зачетных единиц в случае успешного завершения стажировки.
 
Соглашение об обучении для прохождения стажировки должно быть подписано тремя сторонами: студентом, направляющим университетом и принимающей организацией (компанией).
 
Рекомендуемые элементы для Соглашения об обучении в рамках стажировки:
имя и контактные данные студента
имена, адреса и контактные данные лиц из направляющего вуза и принимающей организации/компании и т.д.
направление обучения студента в направляющем университете (МСКО-О коды)
цикл обучения (короткий, первый, второй или третий)
тип организации (компании): частная, государственная или др.
период обучения (с / по) в принимающей организации и количество зачетных единиц ECTS.
результаты обучения, планируемые по окончании стажировки.
подробная программа стажировки, включая перечень поставленных задач и материальных результатов
количество рабочих часов в неделю
уровень языковой компетенции, который студент имеет или должен иметь к началу стажировки (если применимо)
процедуры мониторинга и план оценки
возможность внесения изменений в Соглашение об обучении в рамках стажировки
процедуры признания в направляющем университете
подписи трех сторон (студента, представителей направляющего вуза, и принимающей организации/компании, в том числе руководителя стажера).
 
7.3 Справка об обучении
 
Выписка из Справки об обучении содержит актуальную информацию о достижениях студентов: изученные образовательные элементы, информацию о количестве присвоенных им зачетных единиц, а также информацию об оценках.
 
Поскольку данная Справка является важным документом для регистрации хода обучения и признания его достижений, важно определить, кто несет ответственность за её выдачу, какова процедура выдачи, и в каком виде она будет предоставлена. Большинство учреждений выдают Справку, используя свои собственные базы данных. Важно иметь в виду, что Справка может быть в последствие использована в другом контексте, поэтому информация в ней должна быть исчерпывающей, прозрачной и четко сформулированной.
 
В случае академической мобильности принимающая образовательная организация предоставляет данный документ всем мобильным студентам и отсылает его в направляющей вуз после окончания обучения для официального подтверждения окончания периода обучения, количества присвоенных зачетных единиц и оценок, выставленных в соответствии с правилами принимающего вуза в течение периода мобильности. Выписка должна быть предоставлена в разумно короткий период времени после появления итоговых результатов студентов в принимающем учебном заведении[11].
 
Рекомендуемые элементы для Выписки из Справки об обучении:
Имя и фамилия студента.
Идентификационные и/или контактные данные студента (если применимо).
Контактные данные учебного заведения.
Направление подготовки студента и/или название программы.
Текущий год обучения.
Образовательные элементы, освоенные студентом в принимающем учреждении (с кодами, зачетными единицами и оценками по местной шкале).
Описание институциональной системы ранжирования оценок.
Информация о распределении оценок в референтной группе.
Дата выдачи и подпись ответственного лица.
 
Направляющая организация должна предоставить студенту выписку из Справки об обучении (или эквивалентный документ/базу данных), без предъявления дополнительных требований к нему или к ней и в течение разумного периода времени. Это обеспечит чёткость в признании результатов периода мобильности за рубежом.
 
При реализации академической мобильности рекомендуется включать в Справку указание элементов, которые были замещены в программе обучения направляющей образовательной организации, количество зачётных единиц, которые соответствуют данным элементам, и, если применимо, интерпретацию оценок, полученных студентом за рубежом. Когда срок обучения признается в целом, а не поэлементно, направляющий вуз должен просто зафиксировать количество зачётных единиц, местные оценки (где применимо) и результаты обучения, определенные для всего периода мобильности.
 
В случае стажировок выписка из Справки об обучении в направляющей образовательной организации будет содержать, по меньшей мере, информацию, необходимую для выполнения всех договоренностей, согласованных в Соглашении об обучении, таких как количество зачетных единиц, оценки и т.д.
 
7.4 Сертификат о прохождении стажировки

Сертификат о прохождении стажировки необходим для обеспечения прозрачности и подтверждения компетенций, освоенных студентом в процессе стажировки. Этот документ выдается принимающей организацией или предприятием после завершения студентом стажировки, и может быть дополнен другими документами, такими как, например, рекомендательные письма.
 
Рекомендуемые элементы сертификата о прохождении стажировки
ФИО студента
Название организации/предприятия
Контактные данные организации/предприятия (улица, населённый пункт, страна, номер телефона, адрес электронной почты, вебсайт)
Тип организации/предприятия (государственное/частное/третьего сектора/…)
Даты начала и завершения стажировки
Подробная программа стажировки, список задач
Освоенные знания, умения (интеллектуальные и практические) и компетенции (достигнутые результаты обучения)
Оценка работы студента
Дата выдачи, ФИО и подпись ответственного лица в принимающей организации

Благодарности

 
Данное Руководство является результатом большого объема работы, проделанной за последние годы в рамках Болонского процесса и в отдельных странах. Было бы невозможно указать все организации и людей, которые вели эту работу.
 
Отдельно Европейская комиссия хотела бы поблагодарить членов Рабочей группы, состоящей из представителей стран ЕПВО, а также организаций-участников за их поддержку и участие в работе над данным Руководством:
 
Ivan Babyn (Украина)
 
Tim Birtwistle (Великобритания)
 
Regine Bolter (Австрия)
 
Howard Davies (Европейская ассоциация университетов/ EUA)
 
B?atrice Delpouve (Франция)
 
Roza Dumbraveanu (Молдова)
 
Luc Fran?ois (Бельгия)
 
Volker Gehmlich (Германия)
 
Nerses Gevorgyan (Армения)
 
Judit Hidasi (Венгрия)
 
Maria Kelo (Европейская ассоциация обеспечения качества высшего образования/ ENQA)
 
Eliane Kotler (Франция)
 
Sandra Kraze (EURASHE)
 
Janerik Lundquist (Швеция)
 
Raimonda Markeviciene (Литва)
 
Lene Oftedal (Норвегия)
 
John Reilly (Великобритания)
 
Maria Sticchi Damiani (Италия)
 
Anthony Vickers (Великобритания)
 
Nevena Vuksanovic (Европейский студенческий союз/ ESU)
 
Robert Wagenaar (Нидерланды)

Раздел 5. ECTS и обучение в течение всей жизни
 
Этот раздел посвящен роли ECTS в содействии обучению в течение всей жизни, развитию открытого обучения и признанию предшествующего обучения и опыта.
 
5.1 Обучение — возможности открытого обучения
 
Сфера высшего образования меняется довольно быстро, обучение становится более диверсифицированным, появляется больше возможностей гибкого обучения – включая смешанное обучение, новые форматы обучения, такие как открытое онлайн-обучение, охватывающие несколько направлений, открытые онлайн курсы (MOOCs), открытые образовательные ресурсы (ООР), обучение на рабочем месте, самостоятельное обучение, индивидуальные траектории обучения, непрерывное профессиональное развитие (см раздел 3). Увеличивается число учащихся, которые осваивают «отдельные» образовательные элементы или курсы, но не преследуют цели получить конкретную квалификацию. Высшие учебные заведения сталкиваются с необходимостью удовлетворять запросы диверсифицированных групп студентов и предоставлять им возможности реализации индивидуальных траекторий и выбора форм обучения. Следовательно, многие вузы диверсифицируются и предлагают всем студентам образовательные элементы с инновационными формами обучения и преподавания, основанные на новых технологиях и открытых образовательных ресурсах.
 
Ещё одной положительной стороной ECTS является то, что его принципы могут быть использованы в разных контекстах на всём протяжении обучения. В течение всего процесса можно применять единые принципы распределения зачётных единиц, их накопления и переноса. Зачётные единицы в рамках открытого обучения и других видов обучения в течение всей жизни присваиваются так же, как они распределяются по различным частям образовательных программ. Данное распределение основывается на объёме трудозатрат, необходимом для достижения установленных результатов обучения.
 
Организации, предоставляющие высшее образование в формате открытого образования, соответствующего требованиям официальной системы обеспечения качества (т.е. тем же образом и в том же формате, что и традиционные вузы), должны использовать ECTS с теми же прозрачными механизмами, которые описаны в данном Руководстве. Это значительно облегчит переход от одной формы обучения к другой, признание и перенос, а также будет способствовать росту доверия к результатам открытого образования со стороны учащихся и заинтересованных сторон.
 
Nota BeneВажность непрерывного профессионального развития (CPD) для представителей регулируемых профессий значительно повысилась. В частности, это применимо к профессиям, связанным с медициной. CPD носит международный характер, и его роль постоянно возрастает.   CPD в одинаковой мере рассматривается профессионалами и провайдерами в качестве одного из видов обучения в течение всей жизни. CPD охватывает формальное, неформальное и информальное обучение. В то время как элементы CPD могут быть конвертированы в квалификации второго цикла высшего образования (магистратура) или квалификации профессиональной докторской степени (в зависимости от национального нормативно-правового регулирования), непрерывное профессиональное развитие является исключительно профессиональной практикой и имеет конкретный характер: оно может быть самоуправляемым и оцениваться посредством самооценки, подтвержденной оценкой равными по статусу. Тем не менее, соображения, связанные с трудоустройством, правом на профессиональную практику, соблюдением стандартов профессиональной практики, защитой прав потребителей/общества и – в здравоохранении — с безопасностью граждан, означают, что реализация CPD должна быть измеримой, верифицируемой и сертифицированной уполномоченными органами.Достижение вышеозначенных целей продолжает оставаться вопросом, требующим обсуждения в профессиональном сообществе. Для непрерывного профессионального развития признается важность как Системы накопления зачётных единиц для профессионального образования и обучения (ECVET), так и ECTS, поскольку непрерывное образование может относиться к любому из 8 уровней Европейской рамки квалификаций (EQF-ЕРК). Тем не менее, взаимодействие между двумя системами еще не носит взаимно проникающего характера, а различные профессии имеют собственную культуру и национальную субкультуру. Продолжается обсуждение взаимодействия Европейских систем зачётных единиц, и можно надеяться, что оно приведет к большей ясности в использовании зачётных единиц в системе непрерывного профессионального развития. Организациям, предоставляющим образовательные услуги на уровнях 5-8 ЕРК (EQF), рекомендуется рассмотреть целесообразность использования зачетных единиц ECTS в целях повышения прозрачности, признания, накопления и переноса на основе методологии, изложенной в данном Руководстве.
 
Зачетные единицы, присужденные за все формы высшего образования, включая непрерывное и профессиональное образование, могут признаваться, накапливаться и приводить к присвоению квалификации (или нет), в зависимости от потребностей студентов и требований, регулирующих присуждение квалификации. Отдельные учащиеся могут быть заинтересованы исключительно в освоении какого-то элемента программы и не планируют в последствие получать квалификацию. Однако присвоение и документирование зачётных единиц может позволить им при желании использовать зачётные единицы в будущем.
 
Документирование всех достижений по обучению и присуждение соответствующего количества зачётных единиц ECTS на конкретном уровне обучения обеспечивает прозрачность и объективность признания этого обучения, благодаря чему зачетные единицы будут способствовать получению квалификации в будущем. Инструменты валидации и признания, используемые в формальном образовании, должны быть адаптированы к более диверсифицированной и гибкой образовательной среде, тем самым будет признана важность новых форм открытого обучения, порожденного новыми технологиями. Правильное использование ECTS значительно улучшит и облегчит этот процесс.
 
5.2 Признание предшествующего обучения и опыта
 
Высшие учебные заведения должны быть компетентны в части признания зачетных единиц, приобретённых в результате обучения за пределами формального контекста обучения: в ходе трудовой деятельности, самостоятельного изучения предмета при условии, что эти результаты обучения удовлетворяют требованиям квалификации или её компонентов. Признание результатов обучения, освоенных в рамках неформального и информального обучения, должно автоматически приводить к присуждению того же количества зачётных единиц ECTS, что и за соответствующую часть программы формального образования.
 
Если рассматривать ECTS в контексте формального образования, присуждению зачетных единиц должна предшествовать оценка достижений и результатов предшествующего обучения. Методы и критерии оценки должны быть построены так, чтобы измерить достижение студентом требуемых результатов обучения на соответствующем уровне, при этом они не предполагают указания на конкретные виды учебной работы и трудозатраты. Например, при оценке не будет приниматься во внимание, например, «участие в аудиторном обсуждении по тематике предметной области», в то время, как актуальным становится такой результат обучения, как «формулировка аргументов в рамках взаимодействия в группе». В каждом подразделении или для каждой предметной области должен быть назначен соответствующий персонал, который должен иметь официальные полномочия и подготовку в области присуждения зачётных единиц за результаты обучения, освоенные за рамками контекста формального обучения и основанные на прозрачных критериях, установленных и опубликованных в вузе. Следует понимать, что квалифицированный персонал должен будет сообщать о принятых решениях по присуждению зачетных единиц и обосновывать их в регулярных отчетах, предоставляемых соответствующим департаментам/факультетам/комитетам вуза.
 
Nota BeneСуществует широкий спектр методов оценки для признания предшествующего обучения и опыта. Одним из инструментов оценки является метод портфолио. Портфолио, как правило, включает в себя документы, которые студент собрал для того, чтобы продемонстрировать индивидуальные умения, приобретенные различными способами.Портфолио – это набор материалов, подтверждающих умения и знания, приобретенные в рамках предыдущего опыта неформального или спонтанного обучения. Портфолио может также содержать отзывы работодателей или руководства; в него могут входить результаты оценки, резюме и другие документы. При использовании метода портфолио оценщик анализирует весь спектр информации, предоставленный учащимся. В процессе подготовки и сбора материалов для портфолио обучающиеся могут нуждаться в помощи и консультации.
 
Образовательные организации высшего образования должны разработать политики в сфере признания неформального или информального обучения. Эти политики должны включать в себя такие элементы, как консультирование, обратную связь с учащимися по результатам оценки и возможность апелляции для обучающихся учащихся. Также образовательные организациидолжны создать условия для предоставления поддержки, консультирования и признания неформального и информального обучения, которые могут реализовываться по-разному в зависимости от национальных и институциональных практик, используемых в разных странах и образрвательных организаций (например, они могут формироваться на базе одной организации или нескольких организаций). Политики и практическая деятельность образовательных организаций должны получать полное отражение на их веб-сайтах.
 
Признание неформального и информального обучения повышает социальную ориентацию вузов. Расширение учащимся возможностей доступа к профессиональной жизни, а также ряд нетрадиционных методов обучения способствуют существенному расширению возможностей непрерывного обучения и претворения в жизнь принципов ECTS. Вузы должны быть открыты для признания профессионального образования и обучения, полученного в процессе профессиональной деятельности.
 
Nota BeneПроцесс присвоения зачетных единиц для неформального или информального обучения, состоит из четырех основных этапов:1.         Предварительное консультирование и ориентация (что означает этот процесс для обучающегося, максимальное количество зачетных единиц за неформальное/информальное обучение, стоимость, роли и ответственность обучающегося и тьютора/консультанта; возможные траектории обучения, приводящие к получению квалификации).2.         Поддержка (рефлексия; понимание результатов обучения, выявление собственных результатов обучения; сбор и отбор свидетельств).
3.         Признание/оценка (оценка свидетельств достижения результатов обучения, и критерии оценки).
 
4.         Присуждение зачетных единиц (зачетные единицы, присуждаемые в ходе этого процесса, имеют ту же «стоимость», что и зачетные единицы, присуждаемые в рамках программ формального образования).
 
Nota BeneECVETПо рекомендации Европейского Парламента и Совета в 2009 году (2009 / C 155/02) была разработана Европейская система зачётных единиц для профессионального образования и обучения (ECVET).ECVET предназначена для содействия переносу, накоплению и признанию прошедших оценку результатов обучения лиц, которые стремятся получить квалификацию в сфере профессионального образования и обучения.
Как и ECTS, ECVET облегчает процесс присуждения зачетных единиц и помогает студентам в формировании их индивидуальной траектории обучения посредством накопления зачетных единиц, как в рамках определенного учебного заведения, так и в рамках разных учреждений, разных стран, различных подсистем и контекстов обучения (например, таких как формальное, неформальное и спонтанное обучение), с опорой на индивидуальные стили обучения и опыт.
 
Как и ECTS, ECVET основан на понятии 60 зачётных единиц, однако распределение зачётных единиц здесь может быть иным. Часто ECVET используется для фиксирования и накопления прошедших оценку результатов обучения, но без их конвертации в зачетные единицы. Таким образом, вместо конвертации зачетных единиц рекомендуется основывать признание обучения в рамках ПОО на достигнутых результатах обучения.
 
Раздел 6. ECTS и обеспечение качества
 
В этом разделе содержится информация о том, как ECTS способствует повышению качества обучения в вузах и приводятся примеры оценки использования ECTS.
 
Основная ответственность за обеспечение качества лежит непосредственно на каждом учебном заведении, как это заявлено Министрами образования стран, участвующих в реализации Болонского процесса[8]. Внутреннее обеспечение качества включает в себя процедуры, реализуемые образовательными организациями высшего образования для обеспечения соответствия качества их программ и специальностей установленным характеристикам и требованиям соответствующих органов, таких как агентства по обеспечению качества. Внешнее обеспечение качества, осуществляемое агентствами по обеспечению качества, предоставляет обратную связь образовательным организациям и информацию заинтересованным сторонам. Принципы и процессы обеспечения качества применимы ко всем формам обучения и преподавания (формальное, неформальное, информальное, новые формы обучения, преподавания и оценки). Стандарты и рекомендации по обеспечению качества   для Европейского пространства высшего образования[9] (ESG) поддерживают внутреннее и внешнее обеспечение качества.
 
Nota Bene«ESG представляет собой набор стандартов и руководящих принципов для внутреннего и внешнего обеспечения качества высшего образования. ESG не являются стандартами качества, они не описывают, как должны осуществляться процессы обеспечения качества. Они содержат рекомендации по вопросам, имеющим жизненно важное значение для обеспечения качества и для образовательной среды образовательной организации. ESG должен рассматриваться в более широком контексте, который также охватывает рамки квалификаций, ECTS и приложение к диплому, которые также способствует повышению прозрачности и укреплению доверия в сфере высшего образования в ЕПВО».Стандарты 1.2, 1.3, 1.4 и связанные с ними принципы относятся к тематике ECTS (в частности, разработка образовательной программы, студенто-ориентированное обучение, преподавание и оценка, прием на обучение, продвижение, признание и сертификация).
 
Успешная практика использования ECTS поможет вузам повысить качество программ и академической мобильности. Таким образом, использование ECTS должно сопровождаться соответствующими процедурами обеспечения качества, которые включают в себя соответствующие процессы оценки (например, мониторинг, внешнюю и внутреннюю экспертизу и обратную связь от студентов) и постоянное совершенствование качества. При оценке эффективности программы (в том числе результатов обучения, трудозатрат и методов оценки) будет использован ряд критериев, которые могут включать в себя уровень отсева, долю неуспешных студентов или превышение стандартной продолжительности обучения. Программа может считаться эффективной, если её цели достигаются в условленное время, то есть, когда студенты достигают установленных результатов обучения, накапливают требуемые зачетные единицы и получают соответствующую квалификацию. При этом следует уделять особое внимание критическому анализу отдельных элементов программы, так как они могут также указывать на неэффективное планирование или реализацию программы или на то, что не были осуществлены адекватные меры по поддержке студентов.
 
Для оценки качества реализации ECTS могут быть использованы следующие показатели:
 
Образовательные элементы программы выражаются в соответствующих результатах обучения, и доступна четкая информация относительно уровней этих элементов, зачётных единиц, реализации и оценки;
Обучение может быть завершено в официально установленные сроки (т.е. трудозатраты должны быть разумно распределены на уровне учебного года, семестров, триместров; и каждый элемент курса должен быть выполнимым);
Ежегодный мониторинг должен выявлять изменения в способах достижения и достигнутых результатах, что должно приводить к соответствующему их пересмотру;
Студентам должна предоставляться подробная информация и консультации, чтобы они могли эффективно продвигаться по траектории обучения, использовать различные варианты гибких траекторий обучения и выбирать учебные элементы на каждом уровне, соответствующем искомой квалификации;
Студенты должны быть оперативно проинформированы о результатах мониторинга.
Для мобильных студентов это означает, что:
 
Процессы переноса зачетных единиц включаются в процедуры мониторинга, пересмотра и валидации;
Назначается персонал, ответственный за признание и перенос зачётных единиц;
Соглашения об обучении заключаются во всех случаях; любое последующее их изменение или дополнения к ним подлежат тщательному рассмотрению и обоснованному утверждению;
Студенты, прибывшие в другой вуз в рамках входящей академической мобильности, выбирают образовательные элементы из существующего Каталога Курсов, оценка достижений этих студентов осуществляется так же, как и для студентов принимающей образовательной организации;
Выдаются справки об обучении, содержащие подробную информацию о присуждённых зачётных единицах и оценках;
Признаются все зачётные единицы, присужденные за успешно освоенные элементы программы, как это указано в итоговом варианте подписанного Соглашения об обучении; результаты оперативно публикуются.
Существуют специальные таблицы для интерпретации выставленных оценок; таким образом, получаемые оценки (а не только зачётные единицы) адекватно отражаются в присуждаемых квалификациях.
Представители студентов должны принимать активное участие в процессах обеспечения качества ECTS:
 
В рамках внутреннего обеспечения качества студенты предоставляют информацию (участвуя в регулярных опросах, фокус-группах); участвуют в подготовке отчетов по самооценке образовательной организации; активно участвуют в деятельности органов, отвечающих за внутреннее обеспечение качества и за мониторинг распределения зачетных единиц ECTS.
В рамках внешнего обеспечения качества студенты принимают участие в соответствующих экспертных комиссиях по оценке образовательных организаций и реализуемых программ высшего образования.
 
Раздел 7. Ключевые документы ECTS
 
Использование ECTS поддерживается документами, основанными на принципах, изложенных в данном Руководстве. Данный раздел представляет основные элементы, которые должны быть включены в документы, так как они представляют собой распространенный и широко используемый способ передачи информации, которая полезна для всех студентов (в том числе мобильных студентов и студентов, не участвующих в программах академической мобильности), преподавательского и административного персонала, работодателей, и других заинтересованных сторон.
 
Для удовлетворения потребностей студентов вузы должны предоставлять прозрачные отчеты о своих достижениях, которые сможет легко понять любой студент. Таким образом, данное Руководство содержит информацию, которая должна быть включена в основные документы по мобильности, в целях развития взаимопонимания между различными вузами и странами, внутренними и внешними заинтересованными сторонами.
 
7.1 Каталог курсов
 
Каталог курсов содержит подробную, легкую для восприятия и актуальную информацию о среде обучения в учебном заведении, которая должна быть доступна для студентов перед началом и на протяжении всего периода обучения, чтобы студенты могли сделать правильный выбор и наиболее эффективно использовать свое время. Эта информация может включать сведения о квалификации, присваиваемой по окончанию программы, процессе обучения, методах преподавания, процедуре оценки, уровне образовательных программ, отдельных образовательных элементах и учебных ресурсах. Каталог курсов должен содержать имена контактных лиц с указанием контактных данных, времени и месте работы.
 
Каталог курсов должен быть представлен на веб-сайте учреждения, с указанием названия курса или предмета на языке оригинала (или на языке региона, в случае необходимости) и на английском языке, чтобы все заинтересованные стороны могли легко получить доступ к информации о курсе. Каталог курсов должен быть опубликован достаточно заблаговременно, чтобы будущие студенты успели сделать свой выбор.
 
Организация вправе самостоятельно принимать решение о формате Каталога, а также о последовательности представления информации. Предложенная ниже общая структура будет способствовать повышению сравнимости и прозрачности каталогов курсов разных университетов. В любом случае, каталог курса должен включать общую информацию об образовательной организации, ее ресурсах и услугах, а также информацию об образовательных программах и индивидуальных образовательных элементах.
 
Рекомендуемые элементы для каталога курсаОбщая информация:
наименование и адрес образовательной организации
описание университета (включая тип организации и статус)
руководство университета
академический календарь
перечень программ, реализуемых в университете
требования к поступлению, в том числе языковая политика, и процедуры регистрации
процедуры признания периодов мобильности и предыдущего обучения (формального, неформального и информального)
принципы распределения зачетных единиц ECTS
процедуры сопровождения обучения

Ресурсы и услуги:

 
службы по работе со студентами
условия проживания/размещения
питание
стоимость проживания
финансовая поддержка студентов
медицинское обслуживание
страхование
условия для студентов с ограниченными возможностями и особыми потребностями
среда обучения
возможности участия в международных программах академической мобильности
практическая информация для участников входящей мобильности
языковые курсы
возможности стажировки на рабочем месте
условия для спорта и отдыха
студенческие ассоциации
 

Информация об образовательных программах

 
присваиваемые квалификации
продолжительность программ
количество зачетных единиц
уровень квалификации в соответствии с Национальной рамкой квалификаций и Европейской рамкой квалификаций.
направление (я) подготовки (например, МСКО-О)
особые требования к поступающим (если есть)
процедуры признания предыдущего обучения (формального, неформального и информального) (если такая возможность существует)
квалификационные и нормативные требования включая требования к окончанию школы (при необходимости)
профиль программы[10]
результаты обучения
структурная схема программы с зачётными единицами (обычно 60 ECTS за год обучения по очной форме)
формы обучения (о полной или неполной форме, электронное обучение…)
порядок проведения экзаменов и шкала оценок
обязательные или необязательные периоды мобильности (если применимо)
стажировки (если применимо)
обучение на предприятии
директор программы (или эквивалент)
профессиональные профили выпускников.
доступ к продолжению обучения
 
 
Для совместных программ рекомендуются следующие дополнительные элементы:
 
информация о документе об образовании и квалификации и приложение к диплому (совместный, двойной или многосторонний).
члены консорциума и их роль.
структура мобильности программы.

Информация о характеристиках конкретных образовательных элементов:

 
код
название
тип (обязательный/факультативный).
цикл (короткий, первый, второй/третий)
год реализации элемента в рамках программы (если применимо)
семестр или триместр реализации элемента
количество зачетных единиц
имя лектора (лекторов).
результаты обучения.
вид обучения (очное, дистанционное обучение и др.)
предварительные и дополнительные условия (если применимо).
содержание курса.
рекомендуемая или обязательная литература и другие ресурсы/инструменты обучения.
запланированные виды учебной деятельности и методы обучения.
методы и критерии оценки.
язык обучения.
 
7.2 ECTS и поддерживающие документы академической мобильности
 
Соглашение об обучении официально закрепляет обязательства студента, образовательной организации, направляющей студентов, и организации, принимающей студентов на обучение.
 
Заключение соглашения об обучении по определенной программе и изменения к соглашению могут осуществляться с помощью цифровых подписей или отсканированных копий подписей, отправленных в электронном виде, в соответствии с правилами или практиками университетов.
 
7.2.1 Соглашение об обучении для академической мобильности
 
Рекомендуемые элементы Соглашения об обучении по программе академической мобильности:
имя и контактные данные студента
имена, адреса и должности контактных лиц из числа административного персонала направляющего и принимающего вуза
специальность студента в направляющем вузе (МСКО-О коды)
цикл обучения (короткий, первый, второй или третий)
период обучения (с / по) в принимающем вузе
программа обучения за рубежом: ссылка на каталог курсов принимающего университета и указание образовательных элементов, планируемых к изучению (с указанием кодов и зачетных единиц)
образовательные элементы, которые будут перезачтены в направляющем вузе при условии успешного прохождения соответствующих дисциплин в принимающем вузе или полного признания периода мобильности (например, в случае «окон мобильности» или обучения по программе, предусматривающей обязательный период обучения за рубежом)
подписи трех сторон (студента, представителей направляющего и принимающего вузов)
 
7.2.2 Соглашение об обучении для прохождения стажировки
 
Соглашение об обучении является также важно и в отношении стажировки, так как оно является обязательным документом, регулирующим образовательную деятельность, которая будет осуществляться студентом в рамках данного элемента образовательной программы.
 
В обязанности принимающей организации входит обеспечение качественных условий стажировки, которая должна соответствовать индивидуальной траектории обучения студента и иметь четко определенные результаты обучения, и выдача Сертификата о прохождении стажировки по ее окончании. В обязанности направляющей стороны входит оценка качества и релевантности стажировки, мониторинг достижений студента и признание зачетных единиц в случае успешного завершения стажировки.
 
Соглашение об обучении для прохождения стажировки должно быть подписано тремя сторонами: студентом, направляющим университетом и принимающей организацией (компанией).
 
Рекомендуемые элементы для Соглашения об обучении в рамках стажировки:
имя и контактные данные студента
имена, адреса и контактные данные лиц из направляющего вуза и принимающей организации/компании и т.д.
направление обучения студента в направляющем университете (МСКО-О коды)
цикл обучения (короткий, первый, второй или третий)
тип организации (компании): частная, государственная или др.
период обучения (с / по) в принимающей организации и количество зачетных единиц ECTS.
результаты обучения, планируемые по окончании стажировки.
подробная программа стажировки, включая перечень поставленных задач и материальных результатов
количество рабочих часов в неделю
уровень языковой компетенции, который студент имеет или должен иметь к началу стажировки (если применимо)
процедуры мониторинга и план оценки
возможность внесения изменений в Соглашение об обучении в рамках стажировки
процедуры признания в направляющем университете
подписи трех сторон (студента, представителей направляющего вуза, и принимающей организации/компании, в том числе руководителя стажера).
 
7.3 Справка об обучении
 
Выписка из Справки об обучении содержит актуальную информацию о достижениях студентов: изученные образовательные элементы, информацию о количестве присвоенных им зачетных единиц, а также информацию об оценках.
 
Поскольку данная Справка является важным документом для регистрации хода обучения и признания его достижений, важно определить, кто несет ответственность за её выдачу, какова процедура выдачи, и в каком виде она будет предоставлена. Большинство учреждений выдают Справку, используя свои собственные базы данных. Важно иметь в виду, что Справка может быть в последствие использована в другом контексте, поэтому информация в ней должна быть исчерпывающей, прозрачной и четко сформулированной.
 
В случае академической мобильности принимающая образовательная организация предоставляет данный документ всем мобильным студентам и отсылает его в направляющей вуз после окончания обучения для официального подтверждения окончания периода обучения, количества присвоенных зачетных единиц и оценок, выставленных в соответствии с правилами принимающего вуза в течение периода мобильности. Выписка должна быть предоставлена в разумно короткий период времени после появления итоговых результатов студентов в принимающем учебном заведении[11].
 
Рекомендуемые элементы для Выписки из Справки об обучении:
Имя и фамилия студента.
Идентификационные и/или контактные данные студента (если применимо).
Контактные данные учебного заведения.
Направление подготовки студента и/или название программы.
Текущий год обучения.
Образовательные элементы, освоенные студентом в принимающем учреждении (с кодами, зачетными единицами и оценками по местной шкале).
Описание институциональной системы ранжирования оценок.
Информация о распределении оценок в референтной группе.
Дата выдачи и подпись ответственного лица.
 
Направляющая организация должна предоставить студенту выписку из Справки об обучении (или эквивалентный документ/базу данных), без предъявления дополнительных требований к нему или к ней и в течение разумного периода времени. Это обеспечит чёткость в признании результатов периода мобильности за рубежом.
 
При реализации академической мобильности рекомендуется включать в Справку указание элементов, которые были замещены в программе обучения направляющей образовательной организации, количество зачётных единиц, которые соответствуют данным элементам, и, если применимо, интерпретацию оценок, полученных студентом за рубежом. Когда срок обучения признается в целом, а не поэлементно, направляющий вуз должен просто зафиксировать количество зачётных единиц, местные оценки (где применимо) и результаты обучения, определенные для всего периода мобильности.
 
В случае стажировок выписка из Справки об обучении в направляющей образовательной организации будет содержать, по меньшей мере, информацию, необходимую для выполнения всех договоренностей, согласованных в Соглашении об обучении, таких как количество зачетных единиц, оценки и т.д.
 
7.4 Сертификат о прохождении стажировки

Сертификат о прохождении стажировки необходим для обеспечения прозрачности и подтверждения компетенций, освоенных студентом в процессе стажировки. Этот документ выдается принимающей организацией или предприятием после завершения студентом стажировки, и может быть дополнен другими документами, такими как, например, рекомендательные письма.
 
Рекомендуемые элементы сертификата о прохождении стажировки
ФИО студента
Название организации/предприятия
Контактные данные организации/предприятия (улица, населённый пункт, страна, номер телефона, адрес электронной почты, вебсайт)
Тип организации/предприятия (государственное/частное/третьего сектора/…)
Даты начала и завершения стажировки
Подробная программа стажировки, список задач
Освоенные знания, умения (интеллектуальные и практические) и компетенции (достигнутые результаты обучения)
Оценка работы студента
Дата выдачи, ФИО и подпись ответственного лица в принимающей организации

Благодарности

 
Данное Руководство является результатом большого объема работы, проделанной за последние годы в рамках Болонского процесса и в отдельных странах. Было бы невозможно указать все организации и людей, которые вели эту работу.
 
Отдельно Европейская комиссия хотела бы поблагодарить членов Рабочей группы, состоящей из представителей стран ЕПВО, а также организаций-участников за их поддержку и участие в работе над данным Руководством:
 
Ivan Babyn (Украина)
 
Tim Birtwistle (Великобритания)
 
Regine Bolter (Австрия)
 
Howard Davies (Европейская ассоциация университетов/ EUA)
 
B?atrice Delpouve (Франция)
 
Roza Dumbraveanu (Молдова)
 
Luc Fran?ois (Бельгия)
 
Volker Gehmlich (Германия)
 
Nerses Gevorgyan (Армения)
 
Judit Hidasi (Венгрия)
 
Maria Kelo (Европейская ассоциация обеспечения качества высшего образования/ ENQA)
 
Eliane Kotler (Франция)
 
Sandra Kraze (EURASHE)
 
Janerik Lundquist (Швеция)
 
Raimonda Markeviciene (Литва)
 
Lene Oftedal (Норвегия)
 
John Reilly (Великобритания)
 
Maria Sticchi Damiani (Италия)
 
Anthony Vickers (Великобритания)
 
Nevena Vuksanovic (Европейский студенческий союз/ ESU)
 
Robert Wagenaar (Нидерланды)